?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая страница | Следующая страница

"Колчак" Павла Зырянова

Оригинал взят у pokrovitelptiz в "Колчак" Павла Зырянова


Я был ошеломлен, когда, кажется, в одном из зимних номеров журнала "Вокруг света" в 1990-ом году подростком прочитал про полярные экспедиции Александра Колчака. Ошеломлен и восхищен масштабом героической фигуры будущего легендарного адмирала.
Фигура "кровавого диктатора" растворилась передо мной, как наваждение, мираж, призрак - я увидел совершенно другого человека, перед которым деятели русской революции выглядели мелкими уголовниками. Долго еще я возмущался ложью советской пропаганды, - зато понял, что необходимо критически воспринимать поток информации, анализировать, думать, сопоставляя факты.
Ужас зрелого человека, в частности, состоит в том, что он к истории относится как к собственной трагедии, - да иначе к истории и нельзя относиться: мы переживаем историю заново, давно ушедшее время вдруг воскрешает в нас, мы мучимся сложным выбором, мы ставим себя на место тех людей, которые совершали те или иные поступки в далеком прошлом.
Книга историка Павла Зырянова, на мой взгляд, очень полезное чтение для всех, кто интересуется историей и хочет понять, что же на самом деле произошло сто лет тому назад.
Подробное изложение биографии Александра Васильевича Колчака, интересное повествование о его полярных экспедициях, о его участии в обороне Порт-Артура, о его дальнейшей бурной и опасной жизни. Колчак - незауряднейший человек, ученый, флотоводец, офицер, много раз спасавший людей, сам неоднократно стоявший на грани жизни и смерти. Когда читаешь его письма к Тимиревой, к женщине, которая полюбила его и не бросила в самый ужасный, отчаянный и трагический период его жизни, возникает чувство, что какая-то пелена спадает с души, с глаз...
Увы, убивают, истребляют лучших... Побеждает не всегда добро. Власть для Колчака была обязанностью и тяжелым бременем.

promo loversbooks december 22, 2012 14:00 79
Buy for 10 tokens
Друзья! Приглашаем вас в наш журнал. Давайте делиться на этих страницах своими впечатлениями от прослушанных и прочитанных книг, о фильмах, музыке... обо всем, что вас заинтересовало, обрадовало, огорчило или даже задело. Давайте вместе создадим атмосферу доброй уютной кухни, где за столом за…

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
julia28
Feb. 20th, 2017 05:09 am (UTC)
Очень интересно и спасибо за отзыв, я совсем ничего о нем никогда не читала.
pokrovitelptiz
Feb. 20th, 2017 05:14 am (UTC)
Когда мне очень тяжело - часто вспоминаю о нем, как ему было трудно.
Это его-то называют "кровавым диктатором", человека, который с трудом выбил деньги на спасательную экспедицию и сам едва не погиб. Потерял зубы от цинги, проваливался в полыньи, жалел ездовых собак...
julia28
Feb. 20th, 2017 05:27 am (UTC)
Когда мне тяжело, то я читаю Шаламова, тоже всегда от жалости к себе помогает.
pokrovitelptiz
Feb. 20th, 2017 05:32 am (UTC)
Его, кстати, тоже очень часто вспоминаю...
julia28
Feb. 20th, 2017 06:01 am (UTC)
Мой любимый писатель. Быков как-то познакомил с Георгием Демидовым, утверждая, что, "Демидов, думаю, единственный из новооткрытых авторов, кто может добавиться третьим к знаменитой паре Солженицына и Шаламова, к двум противоположным трактовкам лагерного опыта", но я, к сожалению, Демидова как литератора не поняла. Впрочем, по мне так и Солженицена с Шаломавым сравнить невозможно.
pokrovitelptiz
Feb. 20th, 2017 06:06 am (UTC)
Абсолютно согласен.
enerdyna
Feb. 20th, 2017 05:45 am (UTC)
Человек может любить собак и целовать дамам ручки и быть абсолютно беспощадным к врагам. Полагаю в те тяжелые времена мало кто не запятнал себя кровью.
pokrovitelptiz
Feb. 20th, 2017 06:04 am (UTC)
Дело здесь не в какой-то специфической любви к собакам, нет; в условиях, где сами могли погибнуть, люди помогали собакам тащить груз, не убивали обессиленных животных.
В общем, Колчак был слишком человечен для роли диктатора - с неохотой отдавал приказы о расстрелах, в отличие от красных командиров и главарей, откровенно говоря, бандитских шаек.
У него был огромный авторитет и на этом авторитете держалось, собственно, все белое движение.
enerdyna
Feb. 20th, 2017 11:10 am (UTC)
Не знаю, я не поддерживаю ныне столь популярное чрезмерное восхваление белогвардейцев. В гражданской войне не может быть правых - все равно виноватые. Просто одни победили. Неизвестно, что было бы в случае торжества белогвардейцев. А диктатором может стать и довольно человечный человек, для этого не обязательно быть монстром, достаточно порой просто попасть в пограничную ситуацию и не видеть иного выхода.
pokrovitelptiz
Feb. 20th, 2017 11:26 am (UTC)
Нет никакого чрезмерного восхваления белогвардейцев. Есть желание восстановить точную картину тех событий и - благо! - сейчас много источников, свидетельств, по которым можно это сделать.
Почему в СССР утаивались факты, были засекречены, была запрещена тогдашняя литература и публицистика? Очень просто. Если рассказать всю правду об Александре Колчаке, то, пожалуй, еще в советское время у него появилось бы огромное множество поклонников.
По биографии Колчака можно снять грандиозный фильм, раскрывающий целый пласт российской и не только российской истории. Задача, причем, это труднейшая.
Колчак был настоящим героем. Он не подталкивал страну к гражданской войне. Кто толкнул страну в пучину хаоса, нам хорошо известно. Это не скрывалось в советское время. С гордостью говорили учителя на уроках истории, что Ленин и ко намеренно шли на союз с Германией, чтобы "победить внутреннего врага".

Колчаку не нужна была власть - его попросили взять ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СУДЬБУ РОССИИ на себя. Он мог отказаться. Он мог уехать. Он жил бы в любви с любимой женщиной. Но Александр Васильевич не оставил Россию. А любимая женщина пошла за ним, тем самым обрекая себя на мученический путь - через лагеря, унижения, издевательства.

Edited at 2017-02-20 11:28 am (UTC)
enerdyna
Feb. 20th, 2017 01:16 pm (UTC)
Я не готова спорить насчёт исторических персон, меня там не было - а письменным источникам я до конца не доверяю, в истории всегда слишком много политики, это весьма замутняет понимание. А вот эта экзальтированная история последней любви Колчака - что-то не то во всём этом. Как-то бросать маленьких детей, топотаться по чувствам близких людей во имя якобы великой любви. По мне, это скорее сюжет для романов Дюма.
pokrovitelptiz
Feb. 20th, 2017 01:27 pm (UTC)
Я же не зря написал про "ужас зрелого человека".
Яркий пример Фридрих Ницше, который к истории относился как к личной трагедии. Собственно, я - тоже.
Мне позволяет, скажет так, относиться к истории свой " эмпирический опыт". Мне - 40 лет. Колчак дожил только до 45. Какую же он насыщенную жизнь прожил!
Я могу не просто "выдумывать" тогдашнюю реальность - интуитивно догадываться, сопоставляя огромное множество фактов, синтезируя их в одно целое.

Прочитайте эту книгу - она помогает разобраться не только в личности Колчака, но и в той эпохе. Книга написана хорошим языком, не раз переиздавалась, автора, кстати, уже нет на этом свете.
enerdyna
Feb. 20th, 2017 09:02 pm (UTC)
Почитаю как-нибудь. Хотя биографии - не особо любимый мною жанр, мне кажется, чаще всего однобоки и содержат слишком прилизанную информацию.
pokrovitelptiz
Feb. 21st, 2017 07:15 am (UTC)
Биографии биографиям рознь:)
Ходасевич вот, к примеру, писал прекрасные биографии, "не прилизанные". Бунин про Льва Толстого написал чудесную книгу.
enerdyna
Feb. 22nd, 2017 03:44 am (UTC)
Ну, у Бунина это все-таки не вполне биография, скорее его восприятие Толстого. Ходасевича не читала. На мой взгляд, попытки писателя написать о другом писателе почти непременно несут определенную долю выдумки. Пропуская через себя судьбу того или иного человека, как-то невольно наделяешь его своими мыслями и предположениями. Поэтому в моем понимании любая историческая личность, изображенная в романе, это исключительно литературный герой, зачастую очень отличающийся от реального человека. Также и Колчака можно изобразить как угодно, благо совершил он достаточно и дурного, и хорошего. Для вас он герой, для меня человек с сомнительной личной жизнью и чуждыми мне представлениями о долге и чести. Но, допускаю,что я могу ошибаться.
pokrovitelptiz
Feb. 22nd, 2017 05:31 am (UTC)
В том-то и дело, что в вас говорит предубеждение в отношении него, сформированное "оценками" других людей.
Но они-то тоже были незнакомы с ним. Кто-то относился к нему с восхищением и с благодарностью (Иван Бунин), а кто-то со страхом и ненавистью (Владимир Ульянов).
Нейтральных оценок нет:)
Что касается "восприятия". Вот это "восприятие" скорее и есть весьма точная характеристика конкретного человека.
enerdyna
Feb. 22nd, 2017 07:20 am (UTC)
Не хочется спорить, у каждого своего мнение, и каждое мнение имеет право быть. Хотя если восприятие - это точнейшая характеристика,то, видимо, мне стоит провозгласить свою абсолютную правоту? Ведь моё восприятие ничем не хуже вашего, и тоже опирается на некоторые факты, и эмоции бурлят порой в унисон. К Колчаку, кстати, у меня нет предупреждения. До фильма Адмирал, больше напоминающего глянцевую открытку в ретро стиле, я даже не задумывалась об этой исторической персоне. Да и сейчас думаю весьма редко. Ну, не впечатлил - великого подвига перед отечеством в его политической деятельности я не узрела, успехи на любовном фронте не восхитили, скорее напротив. Говорят, адмирал был хороший, охотно в это верю. Человек, безусловно, смелый. И умер достойно - это тоже чего-то стоит. Но о человечности говорить смешно.
pokrovitelptiz
Feb. 22nd, 2017 07:48 am (UTC)
Мы затронули старый философский вопрос:)
Но, наверное, не стоит углубляться.
Истина относительна и никто не обладает полной истиной.
Но необходимо все-таки учесть, что одни люди ближе истине - по каким-то причинам, - а другие от истины воротят взгляд.

Я не любитель глянца, "Адмирал" не смотрел. Я люблю истину;)
enerdyna
Feb. 23rd, 2017 02:47 am (UTC)
Часто мне кажется, что истина это некая химера. Стараюсь в последнее время не бегать за ней, и стало в чем-то проще жить. По большей мере, мы ничего не знаем, перетасовываем разномастные картинки и порой предъявляем их как матерые козыри.
pokrovitelptiz
Feb. 23rd, 2017 07:24 am (UTC)
А за "истиной", думаю, не стоит бегать: то, за чем мы бегаем, может оказаться вовсе не истиной...
Просто не нужно отводить глаз от истины. Но это ужасно...
Царю Эдипу пришлось выколоть самому себе глаза, когда он узнал истину.
Истина рано или поздно даст о себе знать.
julia28
Feb. 20th, 2017 06:02 am (UTC)
*Шаламовым
( 21 comments — Leave a comment )

Разное...

Огонь не гаснет от того, что от него зажгли другой. Лукиан

Метки

Содержание

Powered by LiveJournal.com